Жукова Ирина Витальевна (старший воспитатель)
МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯДошкольное образование является первым уровнем образования в Российской Федерации. Это важная ступенька для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности качественного образования для каждого гражданина, где бы он ни проживал в нашей стране. Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. Именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности. Ориентиром развития дошкольного образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта, одной из задач которого является охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей и их эмоционального благополучия. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение дня, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период. Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н. М. Аксарина, Г. В. Гриднева, Л. Г. Голубева, К. Л. Печора). Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Был разработан проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду «Первые шаги», который направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей. В результате осуществления нашего проекта задействованы заведующий, старший воспитатель нашего детского сада, музыкальный руководитель, воспитатели группы, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Срок реализации проекта - в течение года по мере поступления детей. Цель проекта - помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения и повышение активности родителей как участников воспитательного процесса. Задачи проекта: • преодоление стрессовых состояний у детей младшего возраста в период адаптации к детскому саду; • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; • снятие эмоционального и мышечного напряжения; • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; • развитие внимания, восприятия, речи, воображение; • развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; • развитие игровых навыков, произвольного поведения. Для решения поставленных задач используем следующие методы: досадовское воспитание (возможность посещения детского сада до поступления ребенка в группу на адаптационные занятия), сказкотерапию, музыкотерапию, бодрящую гимнастику после сна, песочную и водную терапию, пальчиковые игры, подвижные и хороводные игры. В настоящее время расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей младшего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский сад до поступления ребёнка в группу детского сада -досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. С детьми проводятся 2 раза в неделю занятия в летний период (кукольный театр, ИЗО, физкультурные занятия и т.д.) Сказкотерапия означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В. сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне, что отвлекает ребенка, развлекает и благоприятно влияет на психику в адаптационный период. В своей работе мы используем песенки, потешки, русские народные сказки, т.е. малые формы фольклора. Музыкотерапия удачно осуществляет и у детей коррекцию эмоционального, психического состояния. Для этих целей обычно используется классическая музыка (симфоническая, камерная) и народная музыка. Именно эти музыкальные направления обеспечивают большие возможности для стимуляции всех ассоциативных связей в субъективных переживаниях слушателя. Всем известный В. Бехтерев считал, что музыкальный ритм имеет способность устанавливать равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Также музыка может растормаживать заторможенных детей и успокаивать слишком возбужденный темперамент ребенка. Бодрящая гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения может быть различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера и т.д.) Мы широко используем босохождение по массажным дорожкам – оно проводится в сочетании с контрастными воздушными ваннами ежедневно, до и после дневного сна. Массажную дорожку составляют пособия и предметы, способствующие массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики). Песок и вода также обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации, расслаблению. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. И самое главное, игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. С другой стороны, песок и вода могут просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. С детьми мы проводим подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями сверстника. Хороводные игры очень полезны для малышей. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что облегчает выполнение действий. В представленных хороводных играх малыши действуют одновременно и одинаково. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом ходить за ручку по кругу, и ориентироваться на пространственные условия движений. Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Положительные эмоции действуют как противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении у него адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода. Идеей нашего проекта является пробуждение положительных эмоций, а что как ни смешная потешка, приятная музыка, веселые подвижные и хороводные игры могут пробудить положительные эмоции. Ожидаемый результат проекта: сохранение и укрепление физического и психического развития детей с помощью вышеперечисленных методов, повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего возраста, что и позволит легко преодолеть период адаптации детей к детскому саду. Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Библиография: 1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./ Л.В. Гаврючина – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с 2. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» 2001-2002 года. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – 392 с. 27 марта 2016 в 18:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.