Жукова Ирина Витальевна (старший воспитатель)
Реализация интегративного подхода в музыкально-художественной деятельности дошкольников.Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его, делает жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Это оказывает большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, его моральный облик. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Необходимость существования различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Такую картину могут дать только все виды искусства, вместе взятые, только вся художественная культура человечества в целом. Становление музыкально-эстетического ихудожественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня. [5,с.32] В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности. Поэтому необходимо выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод с использованием интеграции (взаимопроникновение видов искусств) - один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста.
Для целенаправленной работы по музыкально-художественной деятельности, развитию у детей творческой активности в детском саду мы разработали проект: «Волшебные птицы». Это всеобъемлющий универсальный образ, который восходит к глубокой древности и считается символом перемен, началом новой жизни и сотворения мира в традиционных образах искусства. Вид проекта: музыкально- творческий Участники проекта: дети подготовительной группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели группы, родители воспитанников. Образовательные области: музыка, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество. Актуальность: интеграция различных видов искусств способствует созданию богатого внутреннего мира ребенка, развитию его творческого потенциала. Цель проекта: формировать у детей представление о сказочном образе птицы в музыке и изобразительном искусстве. Задачи проекта: 1. Создать условия для развития творческой активности детей, развивать эмоционально-чувственную сферу, воображение, фантазию средствами музыки, живописи, художественного слова, ритмического движения. 2. Учить создавать многофигурную коллективную композицию, интегрировать различные виды изобразительной деятельности. 3. Развивать любознательность, творческие способности в разных видах творческой деятельности. Предварительная работа: 1. Наблюдение за птицами и беседа о них; птицы-символы. 2. Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, материалов. 3. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей. Работа с родителями: - Ознакомление родителей с целями и задачами проекта. - Проведение консультаций, бесед. - Разучивание стихотворений с детьми, участвующими в выступлении на музыкальном досуге. - Посещение зоопарка, выставочного зала. - Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми: рисование птиц, изготовление поделок, костюмов. - Совместные прогулки родителей с детьми в лес, краеведческий музей, зоопарк, выставочный зал, театр. Реализация проекта: 1-й этап – подготовительный. В древней мифологии птица считалась символом перемен, началом новой жизни и сотворения мира. Жар-птица в русской сказке, та, что воровала золотые яблочки из царского сада, заставила царевича отправиться на поиски своей мечты и судьбы. В сказке «Синяя птица» бельгийского писателя Метерлинга дети бедного дровосека пускаются на поиски синей птицы- символа мечты, несбыточной, но прекрасной. Возможно, с тех пор «охотиться за синей птицей» означает пустые мечты или искать что-то нереальное. А кто не знает сказку Андерсена «Гадкий утенок»? После трудных испытаний утенок превращается в прекрасного лебедя, воплощая в жизнь свою мечту. А подобное превращение- мечта многих людей. 2-й этап – основной. Знакомство детей с образами волшебных птиц в музыке. Слушание фрагментов балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро», оперы Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане», К.Сен-Санса «Лебедь». Чтение сказок, положенных в основу этих произведений. Учить детей чувствовать характер музыки, формировать представление об изобразительных возможностях. Передавать в движении характер музыки, формировать навык выразительного движения. Беседы с детьми о птицах-символах. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин М.А Врубеля «Царевна-Лебедь»; С. Чистова «Жар- птица» Чтение сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане», П.П.Ершова «Конек-горбунок» Дидактические игры « Угадай мелодию», « Художники-реставраторы», «Теплый- холодный тон» Художественное творчество: знакомство с техникой «коллаж». Изображение волшебных птиц с использованием различных материалов (тополиный пух, засушенные листья, ткань). 3-й этап – заключительный. Интегрированное занятие «Волшебные птицы». Ожидаемый результат: Дети ознакомились с «волшебными» птицами, с музыкальным, поэтическим, и изобразительным материалом, почувствовали себя настоящими творцами. Дети вместе с педагогом размышляли о панораме художественных явлений, берущих начало в природе и в мире человеческих отношений. Нет сомнения, что это занятие оставило глубокий эмоциональный и познавательный след в душе каждого ребенка. Совместная деятельность между взрослыми и детьми помогла обрести новые эмоционально пережитые знания и ощутить истинную радость от полноты творческой самореализации. Таким образом, интеграция образовательных областей художественное творчество и музыка, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием культура. Литература: 1. Водинская, М. Ребенок нуждается в творчестве / М. Водинская // Дошкольное образование. – 2002. - №11. – С. 22-23. 2. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С.К. Кожохина. - М.: ТЦ Сфера, 2002. — 192 с. 3. Комарова, Т.С. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5—7 лет. / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. - М.: Владос, 2001. – 124 с. 4.Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/ Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. 5. Радынова, О.П Музыкальное развитие детей: В 2 ч./ О.П. Радынова. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 400 с.: нот. 6.Чумичева, Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / Р.М. Чумичева. – Ростов-на-Дону, 1995. – 477 с. 27 марта 2016 в 18:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.